Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко образован в 1941 году путем слияния двух самостоятельных оперных трупп. Они работали под руководством выдающихся театральных деятелей и новаторов сцены – К. С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. 1-я труппа была сформирована как оперная студия Большого театра в 1918 году. 2-я труппа образована годом позже, под именем музыкальной студии Московского Художественного театра. Через некоторое время они получили звание государственных театров, с собственной программой и репертуаром. В своей деятельности коллективы опирались на разработанные в Художественном театре реалистические принципы театрального искусства, впоследствии названные «Системой Станиславского».
В конце 30-х годов театральная труппа Немировича-Данченко была пополнена опытным балетным коллективом Викторины Кригер. В деятельности балетной труппы принимали непосредственное участие Павел Марков и Борис Мордвинов — режиссеры, поддерживающие принципы театральной деятельности на основе МХАТа. Начиная со второй половины 50-х годов, оба коллектива регулярно гастролируют за рубежом. Балет театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко побывал на всех континентах, выезжая на гастроли по несколько раз в год.
В театре работали великолепные режиссеры – Лев Михайлов, Леонид Баратов; прекрасные балетмейстеры – Дмитрий Брянцев, Владимир Бурмейстер; знаменитые дирижеры - Б. Хайкин, С. Самосуд, Д. Китаенко, Е. Колобов. Наиболее удачные оперные спектакли: российско-французский проект «Пеллеас и Мелисанда» (С. Бондаренко, М. Севриновский), «Лючия ди Ламмермур» (Е. Афанасьев, Ч. Аюшеев, А. Батуркин), «Евгений Онегин» (О. Гулякова, Л. Андреева, С. Балашев), мировая премьера В. Кобекина – «Гамлет» (Ч. Аюшев, Л. Андреева, М. Суворова.), «Так поступают все женщины» (М. Макеева, К. Дудникова, А. Сафонов). Среди балетов наибольшим успехом пользовались «Каменный цветок» (О Сизых, О Кардаш, С. Мануйлов) и «Чайка» (В. Муханова, Н. Крапивина, Г. Смилевски). Так, балет «Лебединое озеро» Чайковского (Н. Крапивина, К. Рыжкова, Д. Соболевский) и один из последних спектаклей – «Обручение в монастыре» Прокофьева признаны критиками абсолютно лучшими постановками в своих жанрах. Здание, в котором расположен театр, относится к постройкам 18-го века. Изначально особняк принадлежал графу Салтыкову, но от той эпохи в нем сохранилось лишь фойе. В качестве театра здание используется с 1926 года. Первая серьезная реконструкция прошла в 1938 году. Здание было перестроено, зрительский зал значительно расширен. В 2006 году завершился второй серьезный ремонт исторического сооружения на Большой Дмитровке. Внешний и внутренний вид помещений в настоящее время считается одним из самых красивых, а сцена театра оснащена современным техническим оборудованием. Не менее важное направление работы Музыкального театра – просветительская деятельность. Он выступает организатором большого количества музыкальных фестивалей, в том числе крупнейшего в стране конкурса современной хореографии Danceinversion. Кроме этого театр – постоянный член международного фестиваля «Дни европейской оперы».
Сегодня оперной труппой театра руководит народный артист России Александр Титель. Балет возглавляет Сергей Филин. Опера представлена такими певцами, как Ирина Аркадьева, Елена Афанасьева, Лидия Захарченко, Мария Пахарь и т.д. Прима-балерины и премьеры: Наталья Ледовская, Наталья Сомова, Наталья Крапивина и Георги Смилевски. Они принимают участие в большинстве классических и современных произведений. Балеты: «Лебединое озеро», «Баядерка», «Каменный цветок», «Снегурочка», «Татьяна»; оперы: «Война и Мир», «Кармен», «Севильский цирюльник» и т.д. Это лицо современной сцены театра, заслуживающее пристального зрительского внимания благодаря великолепным постановкам и прекрасной игре участников.