Московский государственный театр «Современник» расположен на бульваре Басманского района г. Москвы. Он был основан в 1956 году, в период «хрущевской оттепели», группой молодых актеров, выпускников студии МХАТ. Это первый театр, созданный по-настоящему свободными, творческими личностями, которых не коснулись сталинские репрессии. У истоков создания «Современника» стояли на тот момент никому не известные актеры, со временем завоевавшие популярность и уважение советского зрителя – Олег Ефремов, Игорь Кваша, Галина Волчек, Виктор Сергачев и Евгений Евстигнеев. В апреле 1956 года состоялась премьера первого спектакля «Вечно живые» по произведению В. Розова. Спектакль произвел настоящий фурор.
Молодые театралы образовали не просто рядовую труппу, а потрясающий актерский ансамбль, уделявший повышенное внимание психологизму каждой своей постановки, всесторонне раскрывая самые потаенные места глубин души своих героев. Это позволило вернуть на сцену такое понятие как «живой актер», т.к. в героях пьес актеры узнавали сами себя. Основная цель «Современника» – говорить со зрителями языком «современности». Понадобилось совсем немного времени, чтобы театр стал настоящим открытием для прогрессивной молодежи и мыслящей интеллигенции того времени. Основу здешнего репертуара составляли произведения современных авторов, которые являют собой костяк и сегодняшней афиши: «Анархия» М. Пекера (в ролях Д. Певцов, О. Дроздова, М. Ефремов), «Генацид. Деревенский Анекдот» (И. Древнов, О. Лаптева, С. Шеховцов) «Время Женщин» (в ролях А. Бабенко, Л. Крылова, Т. Михолап) Е. Чижовой, «Заяц Love Story» Н. Коляды. И классике всегда уделялось достаточное внимание, поэтому первые 10 лет существования театра на сцене в основном ставились спектакли актуальной драматургии: «Горе от ума» Грибоедова (в ролях С. Гармаш, Е. Плаксина, Д. Белоусова), «Горячее Сердце» Островского (в ролях С. Иванова, Д. Белоусова, В. Мищенко), «Вишневый Сад» Чехова (в ролях М. Неелова, С. Гармаш, В. Ветров).
Интересный репертуар обеспечивал актуальность постановок, поскольку все отражаемые в них события имели непосредственное отношение к реалиям настоящего. Критики относились к «Современнику» достаточно тепло, несмотря на некоторые достаточно вызывающие постановки как для цензуры того периода. Буквально все отмечали феноменальный талант и творческий потенциал всего актерского состава. К концу 60-х годов он был полностью самостоятельным, со своим почерком, душой, творческой и гражданской позицией, поэтому и пользовался высокой популярностью у зрителя.
В богатой истории театра были и светлые и темные страницы. В 70-е годы цензура взяла свое, всячески пресекая его смелые творческие решения. Из постановок полностью исключались любые проявления вольномыслия. Однако это был не самый болезненный удар, поскольку случившийся вскоре раскол способствовал уходу Олега Ефремова и большей части актерского состава. Уход большинства работников сцены спровоцировал настоящий кадровый и творческий голод. Смутное время закончилось, когда «Современник» возглавила Галина Волчек, с которой в театр пришла новая актерская группа – Лия Ахеджакова (играла в спектаклях «Эшелон», «Вечно живые», «Виндзорские насмешницы» и т.д.), Марина Неелова («Двенадцатая ночь», «Вишневый сад», «Три сестры»), Авангард Леонтьев («На дне», «Вечно Живые», «Вишневый сад») и Валентин Гафт («Сталин», «Генрих IV») С новой плеядой актеров под руководством таких режиссеров, как Александр Вампилов, Василий Шукшин, Алла Соколова и т.д., «Современник» снова вернул себе значимость среди московских театров. И сегодня Галина Волчек продолжает руководить театром и пьесами, постоянно привлекая к сотрудничеству новых актеров. Она неоднократно обращалась к творчеству А.П. Чехова, играя на сцене такие произведения как «Вишневый сад», «Три сестры» и т.д. С ее именем связана вся жизнь и слава театра за последние 30 лет. Кроме этого, Галина Волчек всегда находила место произведениям таких авторов как Н. Гоголь, У. Шекспир, Г. Ибсен, А. де Мюссе. Но самое главное в том, что театр был и остается ансамблем единомышленников.
Сегодняшняя афиша предлагает зрителю такие спектакли, как «Двое на качелях» (в ролях Ч. Хаматова, К. Сафонов) У. Гибсона, «Пять вечеров» (в ролях С. Гармаш, Е. Симонова, Г. Петрова) А. Володина, «Горбунов и Горчаков» (в ролях Н. Ефремов, А. Аверьянов, Е. Плаксина) И. Бродского, «Сережа» (Н. Ефремов, В. Федченко, П. Ракшина) А.Чехова и т.д.