Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина – московский театр, которым в настоящее время руководит Константин Райкин, сын его основателя, выдающегося советского актера эстрады, театра и кино, режиссера и юмориста Аркадия Райкина. Он был создан в 1939 году в Северной столице нашей страны, именуясь Ленинградским театром миниатюр. Это было эстрадное учреждение, где Райкин выступал в качестве основного актера. В годы войны театр постоянно гастролировал по фронту. Театр прокатал тысячи километров под девизом «Бить врага до полной победы своим оружием и сатирой». День Победы «Сатирикон» встретил в Латвии. С 1946 года театр постоянно гастролировал по всей территории СССР. А с конца 50-х начались регулярные поездки на Запад, в частности в Венгрию, ГДР, Чехословакию, Польшу, Румынию, Югославию и т.д. В какой бы стране не играла труппа Райкина, она стремилась выступать на языке той страны, в которой они гастролировали. Перевод заранее заказывался лицам, для которых тот или иной язык считался родным. В 1964 году была организована поездка театра в Англию с последующим выступлением на местном телевидении. Серьезные изменения наступили в 1981 году, когда здесь начал работать сын сатирика – Константин Райкин с группой молодежи. Они быстро уговаривают Райкина-старшего переехать с театром в Москву. Переезд произошел на следующий год и уже в столице он стал называться Государственным театром миниатюр, разместившись в здании бывшего кинотеатра «Таджикистан». Существенный минус помещения состоял в том, что оно построено по типовому проекту и не было приспособлено для театральной деятельности. Была необходима серьезная реконструкция, которая завершилась в 1987 году. Первый спектакль после ремонта – "Мир дому твоему". В постановке приняли участие Аркадий Райкин, Константин Райкин, Наталья Аитова, Феликс Аитов, Елена Бутенко-Райкина, Тамара Кушелевская, Владимир Большов и другие актеры. В этот же период встал вопрос об изменении название театра, поскольку предыдущее имя уже не отображало сути многих постановок.
В декабре того же года скончался Аркадий Райкин, что подытожило не только целую главу в истории театра, но и одну из эпох в истории сценического искусства. «Сатирикон» возглавил Константин Райкин. Сын великого артиста оказался прекрасным реформатором, и ему удалось сформировать театру новое лицо с постепенным развитием полноценного драматического репертуара. На сцене появляются такие произведения, как «Служанки» Ж. Жене в постановке Романа Виктюка, принесшее просто ошеломляющий успех. Существенно изменив рабочий курс, Райкин одержал серьезную победу. «Служанки» стали темой обсуждения не только театральной Москвы, поскольку с этим спектаклем он объездил множество стран, участвуя в престижных международных фестивалях. В 1992 году учреждению было присвоено его нынешнее название. В своей последующей работе театр унаследовал многие черты своего предшественника, а именно – работоспособность, уважение и любовь к зрителю, а также непрекращающийся творческий поиск. Со временем здесь была создана уникальная труппа, которой оказались под силу самые разнообразные жанры. В последнее десятилетие в «Сатириконе» игрались пьесы Брехта и Кафки, Шекспира и Мольера, Мердока и Зюскинда, Кроммелинка и Голдмэна, Ростана и Кундеру. Самые успешные постановки: «Король Лир» (К. Райкин, А. Осипов, Я Ломкин, К. Терьяков) , «Доходное место» (Д. Суханов, М. Аверин, С. Климов), «Тополя и ветер» (Д. Суханов, А. Кузнецов, М. Аверин), «Деньги» (Н. Вдовина, Д. Суханов, А. Стеклова), «Встреча с Достоевским» (К. Райкин, Е. Луковская, А. Соршнева), и т.д.
Сегодняшний «Сатирикон» относится к ведущим сценическим площадкам столицы. Зрителя привлекает не только прекрасная игра актеров, но и широкое разнообразие спектаклей мировой и отечественной классики, обилие юмористических и сатиристических постановок, а также пьесы для юных зрителей. Не менее интересны и моноспектакли Константина Райкина, которые он представляет с завидной популярностью.