История Московского государственного театра «Ленком» ведется с 1907 года, когда на его месте был создан купеческий клуб. Расположенный в прекрасном здании стиля модерн, он регулярно принимал известных промышленников, купцов, меценатов, а также деятелей культуры и искусства той эпохи. Поэтому здесь постоянно ставились разнообразные спектакли и другие театральные постановки. Чарующая атмосфера театра была разрушена революцией и последующей гражданской войной, в годы которой он сначала был «домом монархии», а позже – расположением коммунистического комитета имени Свердлова.
Первые попытки открыть на месте купеческого дома современный театр были предприняты в 1925 году группой энтузиастов, которой удалось создать небольшую организацию, именуемую Театром рабочей молодежи или ТРАМ. На сцене выступали бывшие студенты театральных училищ и простые люди, даже не имевшие специального образования, но обладавшие огромным желанием приблизиться к театральному искусству. В последующие годы за литературную часть театра отвечал Михаил Булгаков, а за музыкальную – Исаак Дунаевский. Постановкой танцев занималась Наталия Глан. В качестве режиссера Булгаков поставил пьесу Ф. Кнорре «Тревога». Из среды трамовцев выросли такие яркие представители актерской сцены, как В.В. Всеволодов, Л.Н. РюминаВ.Р. Соловьев, З.М. Щенникова, В.В. Марута. Их имена занимают почетное место в истории советской театральной сцены.
В 1938 году театр «Ленком» был официально зарегистрирован и получил свое современное название. Его возглавил Иван Берсенев, приведя за собой великолепную команду актеров в лице Софьи Гиацинтовой, Серафимы Бирман и Ростислава Плятта. При Берсеневе «Ленком» по-настоящему обрел новую жизнь. Во время войны на сцене театра ставились спектакли, посвященные борьбе советского народа с немецким врагом. «Парень из нашего города» Симонова, поставленный Берсеневым за пару месяцев до начала войны, уже жил предвоенной обстановкой. В то время Константин Симонов только начинал свой путь в театре и не был еще настолько знаменит. Настоящим любимцем публики он стал после премьеры пьесы «Так и будет» в 1944 году, где Симонов блистал в паре с Валентиной Серовой.
Берсенев преждевременно скончался в 1951 году, и театр длительный период времени оставался без стоящего руководителя. «Ленком» ожил в 1963 году с приходом Анатолия Эфроса. Но продолжалось это всего три года, после чего руководитель был отстранен от должности «в силу своих смелых и нравственных творческих поисков».
Только в 1973 году «Ленком» почувствовал перемены, когда кресло руководителя занял Рафик Экимян, а большинство пьес ставились молодым Марком Захаровым, доказавший свой талант на сцене студенческого театра МГУ. В 1976 году он ставит современную на то время оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» с неподражаемым Александром Абдуловым в главной роли. А в 1981 году на сцене играется легендарный музыкальный спектакль «Юнона и Авось». Изюминкой Захарова стали знаменитые тихие камерные спектакли. Лучшие из них – «Три девушки в голубом» (1985) и «Чайка» (1994). «Ленком» под руководством Захарова приобрел свой почерк, разительно отличающийся от других подобных учреждений.
В наше время от этого театра невозможно находиться в стороне. Практически все современные спектакли «Ленкома» раскрывают нынешнюю жизнь и смысл бытия в классических произведениях. Свежие идеи каждой постановки в совокупности с богатыми актерскими традициями обеспечивают настоящее чудо на сцене. Среди актеров, работающих сегодня, можно выделить Александра Сбруева, Александра Горелова, Аделину Гизаттулину, Александру Дорохину и т.д. Театр не устает поражать своими новаторскими решениями, творческой молодостью, что всегда приносит зрительский успех.
Сегодняшний репертуар представлен такими постановками как «Юнона и Авось» (в ролях Дмитрий Певцов, Виктор Раков, Алексей Скуратов, Александра Волкова), «Щелкунчик» (играют Анна Большова, Виктор Раков, Алексей Поляков), «Королевские игры» (в ролях Елена Степанова, Виктор Речман, Олег Кныш, Наталья Омельченко), «Вальпургиева ночь» (играют Игорь Миркубанов, Александра Захарова, Виктор Вержбицкий, Полина Чекан, Сергей Степанченко).